Кураторам Санду и партии PAS совершенно все равно, как будут жить граждане Молдовы, – Тулянцев
23 марта правительство Молдовы приняло решение по индексации пенсий, размер которой оказался вдвое ниже уровня инфляции. Бедность в стране достигла небывалых масштабов, провоцируя все новые и новые протесты. Однако власти не собираются урегулировать социальный кризис.
Администрация президента Майи Санду отказывается от диалога с оппозицией, пытается насильственно подавить протесты. При этом собственную некомпетентность власти оправдывают, обвиняя во всех бедах Россию. О причинах массового народного недовольства и о том, что стоит за авторитарной и неумелой политикой властей «Евразия.Эксперт» поговорил с главой молдавского общественного совета «За свободную Родину» Игорем Тулянцевым.
– Игорь Викторович, в Молдове продолжаются массовые протесты против режима Санду. В чем ключевые причины?
– Основная причина – обнищание населения. Люди в буквальном смысле просто выживают. Только оплата коммунальных услуг зачастую превышает размер пенсии пенсионеров. Именно поэтому главной движущей силой сегодняшних протестов стали пожилые люди. Да, молодежь присутствует, но людей пенсионного возраста в значительной мере больше. Трудоспособное население предпочитает покидать Молдову и просто-напросто мигрирует в страны Европы и Россию в поисках лучшей жизни.
Цены на коммунальные платежи бьют рекорды, инфляция побила цифру исторического максимума, а платежеспособность населения снизилась в разы. К примеру, молдавское правительство решило с 1 апреля проиндексировать пенсии всего на 15%. Другими словами, у каждого пенсионера молдавская власть украдет 15% от выплачиваемой суммы с учетом 30% инфляции. Поэтому людям ничего не остается делать, как выходить на улицу и протестовать.
Но имидж оппозиции также подпорчен. В результате может произойти так, что избиратель между двух зол может опять проголосовать за пропрезидентскую партию Майи Санду.
– Всплеск недовольства вызвало переименование госязыка. Почему Санду идет на столь непопулярные меры, какую роль в этом играет геополитика?
– Во-первых, нужно понимать, что Майя Санду – убежденный унионист, сторонник объединения Молдовы и Румынии. Она планомерно и системно ведет Молдову в Румынию. Во-вторых, темы языка и истории очень чувствительны для молдавского общества. И в Молдове уже стало традицией: как только власти попадают под шквал критики со стороны общества, тут же вбрасываются темы языка, истории, геополитики, чтобы отвлечь внимание от насущных проблем.
Людям в прямом смысле слова нечего кушать, а власть проводит антиконституционные решения, разделяя граждан Молдовы. И все начинают заниматься обсуждением названия языка. Это поднимает градус интереса к Молдове и за рубежом. В результате вместо критики в сторону власти международные партнеры Молдовы начинают ее поддерживать, так как почему-то принято считать, что название языка приблизит нас к Европе и отдалит от Москвы. Чисто местный «приемчик», который любил в свое время использовать Влад Плахотнюк.
– Санду взяла курс на дистанцирование от СНГ и сближение с ЕС. Как это воспринимается в обществе, выступает ли фактором общественного раскола?
– Санду начала дистанцирование от СНГ и взялась за дискредитацию ЕС. Ни о каком сближении с ЕС, с точки зрения европейских стандартов, и речи быть не может. Закон о расширении полномочий СИБ (Служба информации и безопасности, молдавская спецслужба – ред.) получил негативную оценку со стороны Венецианской комиссии. Плачевная социально-экономическая ситуация, тотальная бедность, массовая коррупция в юстиции, уничтожение сельского хозяйства, закрытие предприятий и прессинг бизнесменов, нехватка врачей и учителей из-за миграции ничего общего с европейскими стандартами и качеством жизни не имеет. А уж если говорить о закрытии шести оппозиционных молдавских телеканалов и расправе над оппозицией, то режим Санду смело можно охарактеризовать как диктаторский и антиевропейский.
Те, кто в ЕС по инерции поддерживают Санду и ее режим, обязательно разочаруются. Молдова это уже проходила с Владом Плахотнюком и Владимиром Филатом. Правление Филата называли «историей успеха». Для одного это закончилось тюрьмой, а для другого – бегством с территории Молдовы. Майя Санду идет точно по протоптанной тропинке своих предшественников. Но проблема в том, что от этого страдают обычные граждане.
Выход Молдовы из соглашений СНГ ударит по молдавским предпринимателям, но они ничего не приобретут в ЕС. В результате подписанного Молдовой Соглашения об ассоциации с ЕС европейцы дали мизерные квоты для продажи на своих рынках молдавской продукции, но в тоже время открыли на 100% свои.
– Почему, несмотря на критическую ситуацию в энергетике, действующие власти не предпринимают мер для исправления ситуации?
– Потому что им плевать на ситуацию внутри страны. У них совершенно другие приоритеты. Для молдавской власти важна внешняя легитимность, а не внутренняя. Если в Брюсселе и Вашингтоне их гладят по головке за отказ договариваться с Москвой, даже в ущерб своей стране и своим гражданам, то для политической элиты Молдовы это является более весомым аргументом, чем если бы было наоборот.
Молдова находится под внешним управлением. И кураторам Санду и партии PAS совершенно все равно, как будут жить молдавские граждане. У них есть внешнее признание и политическая поддержка их-за рубежа. Плюс кредиты. Это все, что им сегодня нужно.