Внутренняя политикаНовости Молдовы

PAS провалила внутреннюю повестку

Председатель “Партии перемен” Штефан Глигор в интервью рассказал, чем была обусловлена отставка премьер-министра PAS Натальи Гаврилицы.

Также он рассказал, почему он открыл “сезон” местных выборов 2023 г., поддержав кандидата на выборах в Бэлць Николая Григоришина, и указал на возможность разрешения приднестровской проблемы на основе уже действующих законов в Молдове, передает infotag.md

Глигор рассказал, чем, на его взгляд, была продиктована отставка правительства Натальи Гаврилицы.

“Правительство Гаврилицы подало в отставку по требованию президента Майи Санду. Это была ситуация, которая развивалась почти полгода, когда стало ясно, что Гаврилица не справляется с обязанностями премьера. Проблему можно было решить, если бы вовремя заменили нескольких министров – Андрея Спыну, Серджиу Литвиненко, Анну Ревенко и, конечно же, Дмитрия Будянского. Последний, однозначно, стопорил работу. На него жаловались все министерства, даже сотрудники самого Минфина. Но правящее большинство и лично Гаврилица затягивали перемены, что наложило отпечаток на все правительство.

Большие проблемы были в Министерстве инфраструктуры и регионального развития. Спыну создал его “под себя”, забрав фактически две трети экономики, в том числе энергетику. Он стал мини-премьер-министром. Его амбиции выросли, своего министерства ему “не хватало”, он захотел на место Гаврилицы, что создало внутреннее противостояние в правительстве. 

Оно завязло во внутренних интригах и противостоянии. Поэтому президент пришла к выводу о необходимости перестановок и смене премьер-министра. Во время знаменитого “вечернего заседания” в ноябре 2022 г. стало ясно, что у Санду есть своя точка зрения по поводу назревших перемен в правительстве. И пока шла эта внутренняя борьба в правительстве, сложился классический сюжет – двое боролись, а выиграл третий – Дорин Речан.

Его назначение – очень рискованный шаг. Речан – человек известный, входивший в команду Владимира Филата. Он не отвечал в его кабинете, как Санду за образование, а возглавлял МВД. Именно в тот период в стране пышным цветом расцвела контрабанда и коррупция. На него, как руководителя силового ведомства, падает определенная тень. Поэтому решение президента – серьезный политический риск, который она на себя взяла осознанно.

У “Партии перемен” отношение к этому очень сдержанное. Надеемся, что парламентское большинство PAS усвоило уроки из провалов в стране за последние два года. У прежней команды не было видения, как должна развиваться экономика. В реформе системы юстиции были неверные подходы. Власть сохранила плахотнюковскую структуру уголовного преследования, поэтому справедливое определение правосудия характеризуется фразой “миссия невыполнима”. Речь о тех самых пресловутых “спецпрокуратурах”. При их существовании невозможно выйти на результат в борьбе с оргпреступностью и коррупцией.

В борьбе с коррупцией власть провалилась. Они считали, что если будут сотрудничать с системой, то получат результат. Но ничего из этого не вышло. Все организованные преступные группировки (ОПГ), во-первых, не просто на свободе, а чувствуют себя прекрасно. ОПГ пользуются коррумпированностью прокуроров и судов.

А это противоречит предвыборным обещаниям Санду и PAS. Граждане видят, что борьба с коррупцией провалилась, они платят за это высокую цену, рейтинговую и политическую. Платят и за энергетический кризис. Спыну – это последний человек, которого бы я назначил руководить энергетикой и инфраструктурой.

Его мандат начался с громкого скандала, связанного с ЛЭП 400 КВ “Вулкэнешть-Кишинев”. Тендер выиграла компания KEC (Индия) по демпинговой цене в 27 млн евро. При этом фирму Румынии (с предложением в 27 млн евро) исключили из тендера.

Спыну – человек с непонятной профессиональной деятельностью. Не говоря уже о закупках газа, и то, как это было сделано. Другой сомнительный эпизод – Протокол, который Спыну подписал с “Газпромом”, не скоординировав свои действия с Кишиневом.

Одна из причин провала исполнительной власти в том, что прежнее правительство не справилось с маховиком инфляции. Причина – спекулятивное поведение компаний, прибегавших к картельным сговорам – от медикаментов и до торговых центров. К примеру, супермаркеты требуют с производителей ретробонусов до 35% (на одну торговую позицию). И государство с этим не борется, по коридорам правительства носились в одно время с регламентом на внесение ограничений по ретробонусу, но он пропал вместе с экономическими политиками PAS.

И на всем этом негативно сказалось отсутствие коммуникации с обществом. Гаврилица и ее команда не смогли объяснить гражданам, чего они хотят, куда ведут страну и что намерены делать”, – отметил Глигор. 

Также он прокомментировал назначение Речана премьером. 

“Будь я на месте президента, я не выдвинул бы его на пост премьера, а пошел бы по другому пути. Но я не президент, а председатель “Партии перемен” – молодого политического проекта, и работаю в политических реалиях сегодняшнего дня. Мы относимся к назначению Речана весьма сдержанно. Сейчас важно понять, чего это правительство хочет, и что оно реально может сделать? Если оно не займется налоговой, экономической, судебной реформами, не обеспечит патримониальную и финансовую независимость местных органов власти, то Молдове это будет стоить еще нескольких десятков тысяч человек и многих лет развития.

Мы не будем ждать первых 100 дней. В ближайшее время партия изложит свою позицию по отношению к составу и программе правительства”, – добавил Глигор.

Политик ответил на вопрос, почему партия решила оказать поддержку Григоришину.

“Это ситуация ноября 2021 г., когда после досрочной отставки Усатого в северной столице прошел первый тур муниципальных выборов. Кандидат на пост примара от партии “Шор” (ПШ) Марина Таубер получила в нем 48% голосов. Это тот момент, когда мы поняли, что в Бэлць все очень плохо. Что там произошла информационная диверсия, что Усатый предал город, который дал ему политический мандат в качестве примара – фактически путевку в политическую жизнь. Усатый отказывался предпринять что-либо для того, чтобы город не отошел к ОПГ Илана Шора.

Мы с коллегами поняли, что Шор вкладывает огромные деньги в избирательную кампанию. Привозимые наемники использовались для создания эффекта присутствия на организуемых в поддержку Таубер акциях. Их устраивали в каждом микрорайоне Бэлць. Массовка получала зарплату.

Партия “Шор” – это фасад ОПГ Илана Шора, которая использует украденные в Молдове деньги для одурачивания и оболванивания граждан. Цель – политическая защита посредством получения власти, как гарантий их личной безопасности и непривлечения членов ОПГ Шора к уголовной ответственности. Поэтому Шор и далее будет инвестировать свои и чужие деньги в проект партии собственного имени.

На политическом бюро “Партии перемен” мы решили, что без предварительных условий поддержим на предстоящих выборах Григоришина против Таубер.

Григоришин – это открытый человек, легко усваивающий новые требования, принимающий критику в свой адрес. Нам стало понятно, что мы сработаемся. Мы поняли, что для Григоришина немыслимо позволить Таубер, а значит и ОПГ Шора забрать под себя Бэлць. В городе есть своеобразное понятие о справедливости и чести.

Представьте себе, что город с более чем 100 тыс. жителей, голосующих больше, чем в Гагаузии, переходит под контроль ОПГ Шора. И происходило это с молчаливого согласия, глупости или нерасторопности властей, мне неясно. Отдаю должное ЦИК. У нее тогда не было юридических инструментов, чтобы констатировать нарушения. Это должна была делать полиция, к которой обращалась комиссия.

“Партия перемен” стала “давить” на власть, что помогло восторжествовать закону. К сожалению, был документирован только один эпизод – “кэтеринг”, когда ПШ централизованно заказывали еду для 150-170 человек. Это то немногое, что правоохранители доказали.

Можно сказать, что с того момента мы “сработались” с Григоришиным и решили его поддержать на выборах осенью 2023 г.”, – добавил Глигор. 

Поделится:

Добавить комментарий